В первой половине 2025 года пять из десяти крупнейших франшиз FMCG-сегмента снизили выручку год к году, еще четыре торговые сети наращивали ее медленнее, чем годом ранее, отмечают авторы аналитической базы INFOLine «ТОП-200 крупнейших торговых сетей FMCG России. 2025 год», добавляя, что в январе–июне 2024-го все крупные игроки демонстрировали рост продаж.
В рейтинг попали концепции, работающие по классическому франчайзингу от дистрибьюторских компаний, а также b2b-проекты ритейлеров – с розничной выручкой более 1,5 млрд руб.
Совокупные продажи десяти крупнейших продуктовых франчайзеров в январе–июне 2025 года выросли год к году на 23,7% до 131,5 млрд рублей, но обеспечил эту динамику один игрок — сеть «Около», запущенная группой X5 в декабре 2023 года. Ее выручка за отчетный период увеличилась в 17,6 раза — с 1,25 млрд до 22 млрд рублей, подсчитали в INFOLine. По итогам 2025 года этот ретейлер, работающий в формате магазинов у дома, будет лидировать и по объему выручки, уверены аналитики.

Лидерство в первом полугодии сохранила за собой сеть «Авокадо» от дистрибутора продуктов питания «Сладкая жизнь», снизив при этом темпы роста на 8,6 п.п. до 16,5% в связи с замедлением органического развития (плюс 107 объектов за январь–июнь 2025-го против 142 за тот же период 2024 года).
Сеть магазинов у дома «Фасоль» – франчайзинговый проект Metro – в первом полугодии сократила динамику год к году почти на 10 п. п. до 6,5%, выручив 30,59 млрд рублей.
Сильнее всего упали продажи у уральского ретейлера «ЖизньМарт» — сразу на 33,7%, до 4,3 млрд рублей. Из-за низкой доходности франчайзинговой сети компания пересмотрела свою стратегию, не только приостановив массовое открытие новых объектов, но и сократившись на 30 магазинов в январе–июне 2025-го.
По объемам торговой площади в рейтинге лидирует также «Авокадо»: 363 тыс. кв. м по итогам января–июня. За год франчайзинговый проект прирос на 26 тыс. кв. м. Второй по этому показателю стала сеть «Около»: 240 тыс. кв. м на 1 июля 2025 (плюс 219 тыс. кв. м за год). «Фасоль» за тот же период сократилась со 174 тыс. кв. м до 157,92 тыс. кв. м.
Замедление развития многих крупных франчайзинговых рителейров эксперты INFOLine связывают не только с общим охлаждением экономики и потребительского спроса, но и с высокой активностью «Около».
«X5 много инвестирует в развитие этого проекта, развивает систему распределительных центров, которые обеспечивают партнерам выгодную ассортиментную матрицу, – поясняет генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. – Помимо этого у X5 есть полезные для франчайзи компетенции и экспертиза в продаже готовой еды и кофе навынос. В результате многие партнеры других торговых франшиз переходят к «Около»».
В целом, хотя франчайзинг в российском ретейле и развивается существенно медленнее, чем во многих зарубежных странах, заметен рост интереса к этой бизнес-модели со стороны малого бизнеса, который готов присоединиться к крупным проектам, отмечает аналитик.
Демоверсию базы «ТОП-200 крупнейших торговых сетей FMCG России. 2025 год» можно скачать здесь. Или запросите материал по почте retail@infoline.spb.ru.
Реестр включает в себя следующие данные:
- Описание компании (основное операционное юридическое лицо, бренд, формат, тип сети, основная специализация, место в ТОР-200),
- ТОП-менеджмент
- Контакты компании
- Операционные и финансовые показатели
- Сведения о развитии online-продаж
- Информацию о логистической инфраструктуре
Получить данные из базы об 11 самых быстрорастущих компаниях
Обращаем ваше внимание на обзор INFOLine «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»
- Показатели розничной торговли
- Показатели розничной торговли FMCG
- Показатели развития крупнейших ритейлеров FMCG
- Online и foodtech Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail
- Крупнейшие сети FMCG России
- Операционные, финансовые показатели, региональная представленность, ключевые события и планы развития TOP-10 ритейлерам FMCG
- Региональное развитие розничной торговли FMCG
- Региональная структура РТО, Food и Non-Food
- Рейтинги сетей FMCG по 8 федеральным округам
- Состояние рынка торговых центров
Узнать о бонусах и скидках на обзор
На все возникшие у вас вопросы ответят специалисты INFOLine.
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot