Свяжитесь прямо сейчас:
+7 812 322 6848 или +7 495 772 7640
mail@infoline.spb.ru или Задать вопрос
 



20.09.2013  

Форум ТЭК: Лизинг энергетического оборудования: преимущества, особенности, перспективы

 Андрей Анатольевич Донченко, руководитель региональных филиалов ООО «Райффазен-Лизинг», выступил на конференции «Инвестиции в энергетике: энергосберегающие и энергоэффективные технологии, строительство и реконструкция энергетических объектов», организованной ИА «INFOLine» – стратегическим партнером Форума ТЭК.


На сегодняшний день у лизинговых компаний уже не остается выбора. Главная задача – формирование и развитие потребительской стоимости, чтобы лизинговая услуга была не только услугой финансирования, а сопровождалась еще целым комплексом дополнительных услуг.


Скачать презентацию «Лизинг энергетического оборудования: преимущества, особенности, перспективы».

Расшифровка выступления 

А.А. Донченко: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я немножко расскажу о лизинге, о том, что происходит на российском рынке лизинга силового оборудования, и о некоторых успешных проектах, которые мы реализовали.
В начале я хотел бы сказать буквально пару слов о нашей компании и о нашей группе. Существование нашей группы берет начало с 1860-х гг. Возникло это все на базе банковских кооперативов в Австрии. На самом деле, эта форма организации людей была на тот момент очень популярна и в Скандинавии, и в Центральной Европе, и в России. Такие объединения активно развивались, и если даже пройтись по Петербургу, например, по Большой Морской, вы можете увидеть название «Первое общество взаимного кредита». К сожалению, у нас это долго не просуществовало. «Раффайзен» существует достаточно давно, и, что интересно, основные базовые принципы дожили до наших дней. В частности, в руководстве нашей компанией активное участие принимают земельные банки Австрии. То, что относится к тематике нашего сегодняшнего разговора: до сих пор социальная составляющая нашей деятельности оказывает сильное влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. В частности, мы не инвестируем в вооружение и в проекты, которые, на наш взгляд, приносят вред окружающей среде. Что касается подразделения, непосредственно занимающегося лизингом в рамках группы «Раффайзен», то у нас самая большая сеть компаний по Центральной и Восточной Европе (17 компаний), поэтому мы очень активно присутствуем на рынке, но с точки зрения сотрудничества с энергетикой, с поставщиками оборудования – это взаимовыгодное сотрудничество. Поставщикам по сотрудничеству с нашей группой, в общем-то, очень удобно реализовывать свои проекты на достаточно большой территории и в большом количестве государств.
Что касается непосредственно российского рынка лизинга. Рынок достаточно молодой, не больше 15 лет, и до кризиса 2008-2009 гг. рынок активно развивался, вырос в последние годы на 30-40%. В период кризиса была стагнация, потому что лизинг – отражение дел в экономике. Когда предприятия инвестируют, когда покупаются основные фонды, тогда есть рост. После кризиса в 2010-2011 гг. был достаточно существенный рост, порядка 30%, последние годы темпы замедлились. Замедлились во многом объективно, потому что подросла база и пошла стадия отложенного послекризиского спроса.
Тем не менее, существует ряд факторов, которые существенно влияют на рынок лизинга. Во-первых, это стагнация на рынке или в целом в экономике. Второе – то, что последнее время был принят ряд законодательных актов в части налога на имущество, которые повлияли на лизинговый рынок – не так сильно, как ожидалось, но, тем не менее, на сегодняшний день такие движения по сути сравняли лизинг и банковское кредитование. Еще один важный объем для показателей рынка, о котором сегодня упоминалось, это то, что сильно просел железнодорожный рынок. Он в определенные моменты достигал 60% рынка лизинга в России. Стагнация в этой сфере в итоге повлияла на цифровые показатели развития рынка лизинга в России. Еще нужно отметить, что наша банковская система постепенно переходит на базельские принципы, которые описывают общие принципы работы с рисками. Этот переход тоже негативно влияет на лизинг, потому что там идет достаточно сильная мификация подходов к анализу рисков. Хочу сказать, что нашей компании это не касается, потому что мы всю свою жизнь работаем на принципах Базельского соглашения.
Какой же выход? На самом деле, эта ситуация во многом позитивна, потому что она в итоге заставила лизинговую отрасль всерьез взяться за то, о чем говорилось достаточно давно, а именно за создание новой потребительской стоимости лизинга, потому что долгое время лизинг анализировался как разновидность банковского кредитования. То есть, что-то перепродается, деньги направляются в виде договора лизинга. Но на сегодняшний день у лизинговых компаний уже не остается выбора. Главная задача – формирование и развитие потребительской стоимости, чтобы лизинговая услуга была не только услугой финансирования, а сопровождалась еще целым комплексом дополнительных услуг.
По сути, я назвал это сервисом. Здесь два вида сервиса. Первое – клиентский сервис. Лизинговые компании в общем-то даже организационно значительно менее крупные организации, чем банки, поэтому лизинговые компании могут уделять больше внимания и времени проработке отдельных проектов. Тем более, даже сама специфика лизинга обуславливает это, потому что лизинговая компания является собственником имущества. Второй момент – развитие дополнительных сервисов в рамках лизинга. Здесь наиболее показателен лизинг автотранспорта. Это направление, которое хорошо развивается. На сегодняшний день некоторые компании кроме вопросов финансирования закупки автомобилей предлагают сервис (хранение колес, мойка и т.д.) Уже сформировался определенный круг компаний, которые предлагают услуги флит-менеджмента, то есть управление автопарком полностью. Это позволяет предприятию не заниматься вопросами управления, обновления, текущего состояния автопарка.
В этом же направлении движутся компании, работающие с энергооборудованием. Здесь, конечно, не так удобно все это систематизировать, но, допустим, вопросы, связанные с организацией сделки, со структурированием сделки, с нахождением партнеров по поставке, с распределением рисков, с организацией взаиморасчетов. Это достаточно сложные вопросы, требующие специальных навыков в области финансов, требующих наличия инфраструктуры, наличия квалифицированных кадров. Мы, работая в том числе с лизингом энергооборудования, предлагаем своим клиентам такой сервис.
Что касается рынка лизинга в России. Исследованиями занимается рейтинговая организация, эксперты, проводятся широкие исследования. Здесь есть и хорошая, и плохая цифра. С одной стороны, доля энергетического оборудования в лизинге составляет всего 3,2%. Это очень мало. Но есть другая цифра, которая показывает, что за последний год эта доля выросла на 360%. Это самый высокий рост среди всех активов, с которыми работает лизинг. То есть, лизинг обращает внимание на энергооборудование и увеличивает сборы.
Что касается «Раффайзен-Лизинг», мы видим, что если в целом по рынку 3,2%, то мы в среднем 8% своего бизнеса направляем на покупку энергетического оборудования. Мы очень довольны, что занимаем четвертое место в России по объему лизинга энергетического оборудования и отстаем только от специализированных компаний – это техническая компания «Газтехлизинг», госкорпорация «БИЗНЕС-АЛЬЯНС». Последняя – специализированная компания, которая занимается лизингом энергетического оборудования больших проектов.
Преимущества лизинга известны, поэтому я не буду о них долго говорить. В первую очередь, это налоговые преимущества и ускоренная амортизация. Также лизинг предполагает наличие дополнительных преимуществ, например, возможность выбора балансоотражения, выбор балансодержаделя и в целом сервис, о котором я уже упоминал.
Что привлекает лизинговые компании на рынок энергооборудования? Это огромные суммы, прогнозируемость рынка, реальная необходимость модернизации и необходимость приобретения самого нового и самого эффективного оборудования.
Особенности рынка лизинга. Это комплексные и сложные проекты. Очень важно, что здесь низкая ликвидность оборудования, поэтому вопрос рисков здесь чрезвычайно важен, расчет проектов здесь требует высокого рисковложения.
Несколько наших проектов. Например, мы достаточно активно занимается лизингом мини-котельных, водных котельных, газовых котельных мощность на 1 МВт, 3 МВт, на промышленных производствах, для бизнес-центров производим такие закупки. Пример другого характера: здесь уже объем инвестиций около €15 млн., мощность энергоблока – 26 МВт, срок лизинга – 6 лет.
Еще отмечу то, что я говорил про социальную и экологическую составляющую нашего бизнеса. Мы работаем с возобновляемыми источниками, даже создана специальная компания «Raiffeisen Energy & Environment», которая занимается финансированием проектов именно по возобновляемой энергии. Это большой портфель, большие мощности.
Есть такое выражение, которое приписывают разным мыслителям, в том числе, Аристотелю, который говорил, что богатство не во владении, а в пользовании. Лизинг дает уникальную возможность по сути дела получать в пользование новые энергетические производства. После окончания договора лизинга все это переходит в собственность компании, поэтому я призываю всех обратить внимание на этот привлекательный инструмент инвестиций.
И.В. Федяков, модератор: Спасибо, Андрей Анатольевич. Вы привели примеры проектов, но это генерация ближе к средней, это большие проекты. А есть ли у Вас проекты, связанные с финансированием энергоэффективности, энергосбережения? Используете ли Вы преимущества ФЗ-261? Есть ли какие-то готовые решения для потенциальных участников подобных программ?
А.А. Донченко: К сожалению, мы не можем говорить об этом тотально. В нашей работе есть эти направления, но, скорее, это отдельные кейсы. Мы на это смотрим, мы активно сотрудничаем с IFC – Международной финансовой корпорацией. В группе эффективности мы прорабатываем много проектов. К сожалению, пока не удается поставить на поток регламент проекта в бизнес-части.
И.В. Федяков, модератор: Но планы в этом направлении имеете, так как сейчас другие рынки сокращаются и направление энергооборудования будет расти?
А.А. Донченко: Это очень интересно. Я сейчас перечислял, во-первых, объем, во-вторых, необходимость модернизации, и все равно это требует самого современного оборудования, потому что очень быстро меняются технологии, и мы видим за этим очень большое будущее.
И.В. Федяков, модератор: Будем ждать от Вас предложений и проектов к следующему году. Спасибо.

ИА «INFOLine» благодарит всех спикеров и участников конференции за профессиональную работу и приглашает к дальнейшему сотрудничеству

Источник:  INFOLine

| Увеличить текст | Версия для печати | Отправить | Просмотров: 2865 |
Изменить шрифт:

Поместить ссылку в:

Возврат к списку



Введите Ваш e-mail:
   

 

11.04 09:21

11.04 08:09

10.04 06:43

10.04 06:33

10.04 02:03

10.04 11:20

10.04 11:17


 
Новости компании
Карта Контакты

Copyright © 2024: Информационное агентство “INFOLine” - маркетинговые исследования
Санкт-Петербург: +7 812 322 6848, Москва: +7 495 772 7640
электронная почта: mail@infoline.spb.ru
Адрес в Санкт-Петербурге: 199155, Россия, Санкт-Петербург, пр.КИМа, дом 28
ИНФОЛайн тел. +7(812)3226848 Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-37500 от 15.09.2009 г. Роскомнадзор Москва

Мы принимаем к оплате:
  


Яндекс цитирования