Общий объем торговой площади у двухсот значимых продуктовых сетей страны в январе–марте 2025 года вырос на 218,7 тыс. кв. м против 418,1 тыс. кв. м годом ранее, отмечают авторы исследования INFOLine «Розничная торговля Food и потребительский рынок России». Показатель стал минимальным за последние 15 лет.
По мнению аналитиков, столь низкая инвестиционная активность розничных компаний объясняется обострением ценовой конкуренции и замедлением спроса на фоне рекордного инфляционного давления. Участники рынка оптимизируют операционную деятельность, закрывая магазины.
Сети жестких дискаунтеров «Светофор» и «Маяк» в I квартале 2025-го уменьшили торговый метраж на 69 600 кв. м, что составило 2,5%.
Закрывались крупноформатные объекты: в течение первой четверти года прекратили свое существование 11 гипермаркетов Selgros и одна «ГиперЛента». «Магнит» снизил число супермаркетов формата «Семейный», у Х5 стало меньше «Перекрестков».
Несмотря на это, Х5 и «Магнит» в целом увеличили прирост на 35,3% до 175 700 кв. м и на 2,7% до 138 600 кв. м год к году соответственно.
Рост торговых площадей по-прежнему демонстрируют мягкие дискаунтеры («Пятерочка», «Магнит», «Монетка», «Дикси», «Верный» и др.) и федеральные сети жестких дискаунтеров («Чижик», «Моя цена», «Доброцен», «Победа»). Однако региональный формат hard discounter в I квартале приостановил свое органическое развитие.

Доля лидирующей десятки в приросте торговой площади по итогам отчетного периода сократилась с 78,6% до 75,8%, подчеркивают эксперты INFOLine. Увеличение числа торговых объектов из первого FMCG-эшелона продемонстрировали лишь X5 Group (ее вес в приросте вырос на 8,6 п.п.), «Магнит» (на 3,3 п.п.), «Монетка» (плюс 0,8 п.п.) и «Красное & Белое».
Доля «Меркурий ритейл холдинг» сократилась на 13,2 п.п. до 4,2%. Причиной тому стало замедление темпов прироста сети «К&Б», прибавившей 403 объекта за квартал против 983 магазинов в январе–марте 2024 года. На статистику повлияло также сокращение количества «Бристолей» – на 101 до 6845 магазинов.
Краткую версию исследования INFOLine «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» можно скачать здесь. Или запросите выпуск у наших специалистов по e-mail: retail@infoline.spb.ru.
Структура обзора:
- Показатели розничной торговли
- Показатели розничной торговли FMCG
- Показатели развития крупнейших ритейлеров FMCG
- Online и foodtech Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail
- Крупнейшие сети FMCG России
- Операционные, финансовые показатели, региональная представленность, ключевые события и планы развития TOP-10 ритейлерам FMCG
- Региональное развитие розничной торговли FMCG
- Региональная структура РТО, Food и Non-Food
- Рейтинги сетей FMCG по 8 федеральным округам
- Состояние рынка торговых центров
Получить информацию о бонусах и скидках.
Мы также ежегодно актуализируем базу «ТОР-200 крупнейших торговых сетей FMCG России». Реестр включает в себя следующие данные:
- Описание компании (основное операционное юридическое лицо, бренд, формат, тип сети, основная специализация, место в ТОР-200),
- ТОП-менеджмент
- Контакты компании
- Операционные и финансовые показатели
- Сведения о развитии online-продаж
- Информацию о логистической инфраструктуре
Получить пример описания пяти компаний
На все возникшие у вас вопросы ответят специалисты INFOLine.
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot