Общий объем торговой площади у двухсот крупнейших продуктовых сетей страны в январе–сентябре 2025 года вырос на 1,35 млн кв. м против 1,5 млн кв. м за аналогичный период 2024-го, отмечают авторы исследования INFOLine «Розничная торговля Food и потребительский рынок России». Число магазинов увеличилось на 5,3 тыс., что на 30% меньше, чем годом ранее.
«Замедление вызвано снижением покупательской активности и ростом издержек. Это увеличивает сроки окупаемости новых торговых объектов», — поясняет генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Сети переходят к оптимизации, сокращая среднюю площадь новых точек и закрывая убыточные. Квартал к кварталу средний метраж магазинов уменьшился на 0,7%.
Вместо масштабного расширения ритейлеры фокусируются на компактных форматах «у дома» и дискаунтерах. Последние становятся лидерами по приросту торговых площадей, отмечают в эксперты INFOLine. За девять месяцев 2025 года прирост площадей сети дискаунтеров «Находка» увеличился в 3,4 раза год к году до 47,4 тыс. кв. м, у «Доброцена» — в 6,3 раза до 53,2 тыс. кв. м, у сетей «Победа» и «Народный амбар» — на 47,6%, до 39,4 тыс. кв. м в совокупности.

За девять месяцев текущего года заметнее всего снизилась динамика прироста торговых площадей у «Красного & Белого» — на 73,3% до 53,7 тыс. кв. м, а также у «Ярче» (на 39,98% до 30,88 тыс. кв. м) и «Магнита» (на 23,83%, до 341,33 тыс. кв. м).
Доля десятки лидеров в совокупном объеме прироста торговой площади за 9 месяцев сократилась на 0,1 п.п. до 74,8%, хотя в июле–сентябре был отмечен рост с 72,8% до 73,4%. Неизменным же остается то, что X5 и «Магнит» формируют на рынке около 60% прироста.
За отчетный период X5 расширяла свой метраж на 25,9% интенсивнее, чем год назад (в расчет вошли dark stores, dark kitchens и торговые объекты на предприятиях компании). Прирост числа магазинов за то же время увеличился на 26,7%, что составляет почти 2 тысячи объектов.
Внутри группы лидером по инвестиционной активности осталась «Пятерочка», показавшая динамику прироста 36,7% и прибавившая за январь–сентябрь 489,12 тыс. кв. м. «Перекресток» существенно сократил прирост (на 80,5% до 2,8 тыс. кв. м), «Чижик» добавил в свой актив на 10,4% квадратных метров больше, чем за тот же период 2024 года.
«В 2026 году инвестиционная активность крупнейших продуктовых сетей и темпы развития новых торговых объектов несколько вырастут, – считает Михаил Бурмистров. – Это связано с низкой базой января—марта текущего года, когда некоторые ритейлеры, например, сеть гипермаркетов Selgros, полностью прекратили свою работу».
Краткую версию исследования INFOLine «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» можно скачать здесь. Или запросите выпуск у наших специалистов по e-mail: retail@infoline.spb.ru.
Структура отчета:
- Показатели розничной торговли
- Показатели розничной торговли FMCG
- Показатели развития крупнейших ритейлеров FMCG
- Online и foodtech Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail
- Крупнейшие сети FMCG России
- Операционные, финансовые показатели, региональная представленность, ключевые события и планы развития TOP-10 ритейлерам FMCG
- Региональное развитие розничной торговли FMCG
- Региональная структура РТО, Food и Non-Food
- Рейтинги сетей FMCG по 8 федеральным округам
- Состояние рынка торговых центров
Узнать о бонусах и скидках на обзор
Рекомендуем также базу «ТОП-200 крупнейших торговых сетей FMCG России. 2025 год». Реестр включает в себя следующие данные:
- Описание компании (основное операционное юридическое лицо, бренд, формат, тип сети, основная специализация, место в ТОР-200),
- ТОП-менеджмент
- Контакты компании
- Операционные и финансовые показатели
- Сведения о развитии online-продаж
- Информацию о логистической инфраструктуре
Демоверсию можно скачать здесь. Или запросите материал по почте retail@infoline.spb.ru.
На все возникшие у вас вопросы ответят специалисты INFOLine.
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot