9–10 декабря 2025 года в Санкт-Петербурге состоялся XV Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». С докладом «Развитие Арктического флота России» на конференции выступил генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.

В условиях беспрецедентного санкционного давления строительство судов арктического флота и производство судового комплектующего оборудования требуют глубокой локализации, отметил эксперт, добавив, что поставки из Китая осуществляются по более высоким, чем до 2022 года из Европы, ценам.
«Сложное финансовое положение ряда отечественных верфей, кадровый дефицит и низкий уровень роботизации обусловливают увеличение сроков выполнения заказов на отечественных верфях, – подчеркнул Михаил Бурмистров. – А в сочетании с необходимостью перепроектирования и низким уровнем серийности стоимость строительства в России в 2,5–3 раза выше, чем в Китае. Острый дефицит кадров связан не только с уровнем заработной платы, но и с тяжелыми условиями труда на отечественных предприятиях, включая отсутствие сухих доков и выполнение ряда работ под открытым небом».
По состоянию на IV квартал 2025 года на российских и иностранных верфях для российских заказчиков строится 486 гражданских судов суммарной стоимостью свыше 1,9 трлн руб., следует из данных аналитической базы INFOLine «Заказы на строительство судов на верфях России». Арктический ледовый класс составляет около 18% портфеля строящихся судов в количественном выражении и около 74% в денежном.

Ярким примером сложных вызовов перед российским судостроением является заказ на 15 танкеров-газовозов арктического класса, размещенный на верфи «Звезда», считает Михаил Бурмистров: «Сроки поставки неоднократно сдвигались, поставщик основного технологического оборудования GTT из-за санкций поставил системы хранения газа только для нескольких судов, в условиях дефицита кадров к строительству привлекались несколько сотен специалистов заказчика, однако по состоянию на декабрь 2025-го «Новатэку» не передано ни одного судна, а один газовоз проходит испытания».
В качестве приоритетной задачи для преодоления кризиса аналитик называет повышение эффективности предприятий судостроительной отрасли и рост производительности труда с фокусом не на строительство новых производственных мощностей с нуля, а на реализацию точечных инвестиционных проектов для расшивки узких мест на действующих верфях с высоким уровнем обеспеченности персоналом и загрузкой производственных мощностей.
Получить специальную версию презентации «Развитие Арктического флота»
вы можете, обратившись по электронной почте research@advis.ru или по телефону (495) 772-76-40.
Справка:
Эксперты INFOLine изучают судостроительную отрасль c 2006 года. Клиентами агентства являются крупнейшие участники отрасли: ОСК, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Ленинградский судостроительный завод «Пелла», Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», Центр Судоремонта «Звездочка», Самусьский судостроительно-судоремонтный завод, Завод «Красное Сормово» и другие.
Рейтинг INFOLine ShipbuiLding Russia TOP ежегодно публикуется в ведущих СМИ, включая издание КоммерсантЪ.
База данных «Заказы на строительство судов на верфях России» содержит:
- записи о строящихся судах с указанием предприятия, на котором ведется строительство,
- холдинга, к которому относится это предприятие,
- заказчика строительства с указанием его государственной принадлежности, типа судна, дедвейта, тоннажа, совокупной стоимости заказа, плановых сроков сдачи заказчику и текущего состояния заказа
- с 2019 года в базе приводится информация по разработчикам проектов строящихся судов,
- с 2021 года в состав базы данных входит предоставление ежеквартальной аналитической презентации.
Запросить демоверсию базы
Наши специалисты готовы ответить на любые вопросы:
(495) 772-76-40, (812) 322-68-48
transport@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot