2025 год для железнодорожных операторов оказался крайне непростым, считают авторы ежеквартального обзора «INFOLine Rail Russia TOP: №3 2025 год».
«А 2026-й, вероятнее всего, будет самым сложным за всю историю операторского бизнеса», – прогнозирует генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.
Напомним, с 1 декабря ОАО «РЖД» помимо базовой индексации тарифа на 10% также дополнительно проиндексировало порожний пробег на 10%, а эта часть тарифа в значительной степени оплачивается операторами (кроме закольцованных маршрутов и специализированного парка), которые после закладывают его в стоимость предоставления для грузовладельца.
«Однако с 1 декабря 2025 года, – отмечает аналитик, – рост расходов на порожний пробег операторам протранслировать в ставки для клиентов не удалось, что ухудшило их маржинальность и привело к росту убытков».
Главный вызов связан с тем, что значительная часть парка в отстое, плата за который на дорогах-лидерах по объемам погрузки и выгрузки доходит до 1000 руб. за вагон в сутки, уверен Михаил Бурмистров. Также в этом году кратно выросли расходы на ремонт, добавляет он.
По данным INFOLine, капитальный ремонт полувагонов подорожал более чем в пять раз до 1,1–1,4 млн руб., для крытых вагонов, зерновозов и платформ – до 600–800 тыс. руб., цистерн – не менее чем до 500–600 тыс. руб. При этом доходность оперирования по большинству видов подвижного состава остается в угнетенном состоянии, подчеркивают эксперты агентства.
«Есть определенные позитивные перемены по зерновозам, стабильность грузовой базы в сегменте минераловозов, – комментирует ситуацию руководитель «INFOLine-Аналитики», – но полувагоны до сих пор находятся сильно внизу. В кризис крупнейшие операторы входили после рекордных по уровню доходов 2023–2024 годов, но после выплаты 355,3 млрд руб. дивидендов (более чем в 1,5 раза превышающих их чистую прибыль за 2024-й) финансового резерва для покрытия растущих убытков у подавляющего большинства из них нет».

По словам Михаила Бурмистрова, это похоже на самый серьезный кризис за всю историю операторского бизнеса: «Ранее наблюдались периоды и профицита, и глубокого падения ставок, но не было суперопережающего роста железнодорожного тарифа и расходов на ремонт».
Следующий год по финансовым показателям будет еще хуже, полагает аналитик: «Восстановление операторского рынка сильно зависит от ситуации с курсом рубля: сегодня угольщики фактически не платят операторам за предоставление полувагонов, покрывая лишь расходы на порожний пробег. Пока угольная отрасль не выйдет в минимальную прибыль, серьезных изменений на рынке полувагонов не предвидится».
Подробнее об отчете «INFOLine Rail Russia TOP: №3 2025 год». Структура выпуска:
- Рейтинг операторов подвижного состава и компаний, занимающихся операционным лизингом
- Макроэкономические показатели развития транспорта в России (описание и анализ ключевых тенденций в основных сегментах транспортной отрасли – железнодорожном, автомобильном, водном и воздушном)
- Основные события операторов рынка железнодорожных перевозок в России, включая бизнес-справки по крупнейшим операторам с операционными и финансовыми показателями
- Основные события компаний, занимающихся операционным лизингом подвижного состава, включая бизнес-справки по крупнейшим оперлизинговым компаниям в сегменте железнодорожного подвижного состава
Саммари обзора можно скачать здесь.
Рекомендуем базу «500 крупнейших собственников и операторов подвижного состава России 2025 года». В отчете приведены данные по 439 собственникам подвижного состава России, на которых к концу 2025 года приходится 92,6% грузового железнодорожного подвижного состава России. В реестр также включены данные по 392 операторам подвижного состава (96,3% парка к концу 2025-го). А базе приводятся данные по 9 видам подвижного состава: полувагонов, цистерн, крытых вагонов, универсальных платформ, лесовозных платформ, фитинговых платформ, цементовозов, минераловозов.
Получить максимальную скидку на отчет.
Сотрудники INFOLine всегда готовы ответить на любые вопросы.
+7(495) 772-7640, +7(812) 322-6848,
str@allinvest.ru,
https://t.me/INFOLine_auto_Bot